5 класс

«Ваш ребенок вырос»

20.01.2023
развернуть

Родительский университет

Тема 3. Рекомендации психолога/«Ваш ребенок вырос»

Форма проведения: круглый стол

Цель: интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании подрастающей личности.

Задачи: 

  • познакомить родителей с особенностями поведения подростков;
  • обсудить причины возникновения проблем во взаимоотношениях детей со взрослыми и наметить пути их решения;
  • предложить практические рекомендации родителям по разрешению конфликтных ситуаций, связанных с агрессивными, спонтанными реакциями подростков.

     Актуальной проблемой во все времена была проблема взаимоотношений между детьми и родителями. Все мы замечаем, как меняются наши дети. Некоторые говорят, что ребёнок сильно вырос, кто-то отмечает изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. Ребёнок становится «неудобным», с ним уже труднее договориться, не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях.

 «Портрет современного подростка»

Ценнейшее психологическое приобретение этого возраста — открытие своего внутреннего мира. Это возраст быстрых перемен в теле, в чувствах, позициях и оценках, отношениях с родителями и сверстниками. Это время устремления в будущее, которое притягивает и тревожит, время, полное стрессов и путаницы. Для него характерен повышенный уровень притязаний, критическое отношение к взрослым. Ключевые переживания этого возраста — любовь и дружба. В это время формируется мировоззрение, начинается поиск смысла жизни. Центральное новообразование этого возраста — личностное самоопределение…

         За любым проблемным поведением подростка стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, только тогда подросток будет открыт для общения и пожелает изменить свое негативное поведение.

Каковы же причины вызывающего поведения подростков?

  1. Подросткам не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. "Отстань!", "Не лезь!", "Не приставай!", "Надоел!" - часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.
  2. Высокий уровень тревожности. В семье неправильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности ("Ничего хорошего из тебя не получится! Все равно не сможешь справиться с этим заданием!"), либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям.
  3. Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.

         Родители должны помнить, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе проводимых специально занятий, сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений между родителями, родителями и детьми. Здесь все имеет значение: как разговаривают отец с матерью, что и как они говорят об окружающих, своей работе и сослуживцах, родственниках и знакомых, какой порядок поддерживается в доме, как относятся к своим обязанностям и многое другое, из чего состоит жизнь семьи.

Рассмотрим типичные фразы, которые зачастую употребляют родители в процессе общения с подростком, и сравним их с теми фразами, которые наиболее приемлемы при разговоре с подростком.

 

Типичная фраза

Как необходимо говорить

«Ты должен учиться!»

«Я уверен(а), что ты можешь хорошо учиться»

«Ты должен думать о будущем»

«Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?»

«Ты должен уважать старших»

«Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека»

«Ты должен слушать учителей и родителей»

«Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушаться»

«Ты лжец!», «ты опять врёшь!»

«Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду»

«Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать»

 

Для того чтобы подросток желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом. 

Анализируя перечисленные в рецепте главные принципы родительского воспитания, приходишь к пониманию того, что самым веским принципом является принцип принятия ребенка.

Принятие ребенка – когда ребенок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принять ребенка – значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире. Опасно безразличие и обман.

Значимость ребенка – это признание его значительности в существовании семьи.

Признание ребенка – это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Родители поздравляют своего ребенка с каждым, пусть маленьким, успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей. Подросток должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, а вместе разбирают возникшую ситуацию.

Родительская любовь – подросток нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали и целовали не менее 4 – 5 раз в день. В подростковом возрасте формируется личность, самооценка, осознание внутреннего мира и, самое главное, проектируется собственное видение будущей жизни и мера жизненных ценностей.

Принцип доступности – это значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с подростком. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на «потом».

Воспитание ответственности и самодисциплины – формирование у подростка привычки быть ответственным за свои поступки и слова (уравновешенная и зрелая личность). Эти качества напрямую зависят от поведения родителей в семье, их способность проявить эти же качества в обыденной жизни.

Авторитет родителей – это кропотливый труд отца и матери. Это, прежде всего, желание подростка говорить родителям правду, какой бы горькой для родителей она ни была. Так будут дети поступать в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно.

Мы рассмотрели модели проблемного поведения подростков, проанализировали причины такого поведения, нашли пути решения данной проблемы.

Только не надо думать, что правильное воспитание столь трудно, что большинству людей совершенно недоступно. По своей трудности это дело доступно каждому человеку. Хорошо воспитать ребёнка может каждый, если он этого действительно хочет, кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое!

свернуть

Ребенок среди сверстников.

18.11.2022
развернуть

Рекомендации психологов

Ребенок среди сверстников.

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Развитие способности к

сотрудничеству как предпосылка успешности

в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

Как наладить отношения со сверстниками? Ответ на этот вопрос зависит от множества факторов, например, от коллектива, отношения учителя и характера самого школьника. Однако существуют и универсальные советы, которые будут актуальны для детей любого возраста.

Каждый ребенок уникален и неповторим, но даже абсолютно разных детей часто одолевают схожие проблемы. Как подружиться с одноклассниками? Как завоевать авторитет и уважение сверстников? Где найти друзей?

Что помогает ребенку наладить дружеские отношения?

Аккуратный внешний вид

«Встречают по одежке» — правило старое, но действенное, и забывать о нем не стоит. Какими бы ни были модные течения, но аккуратный внешний вид, удачно подобранная стрижка и опрятная одежда сразу же действуют располагающе на окружающих.

Широкий кругозор, наличие увлечений и хобби

 Разносторонне развитому ребенку не составит труда найти общие интересы практически с любым одноклассником или взрослым. Чем больше дети знают, тем интереснее им обмениваться информацией друг с другом. Сверстники всегда охотно тянутся к тому, кто является специалистом в каком-либо вопросе. Особенно, если это актуальные для детей направления, например, музыка, современные танцы или популярные виды спорта.

  Собственная точка зрения

 

Уверенность, умение аргументированно отстаивать свою позицию вызывают уважение и помогают завоевать авторитет среди сверстников.

Умение слушать и принимать чужое мнение

Детям часто присущ эгоцентризм, однако дружеские отношения предполагают внимательное отношение к мыслям, желаниям и проблемам товарища. Терпение, уважение к чувствам друга, искреннее стремление понять — без этих качеств построить взаимопонимание будет сложно.

Умение договариваться, принимать и соблюдать правила

 Компромисс — самый верный способ избежать конфликтов, а это, в свою очередь, позволит сохранять дружеские отношения. Уважение к чужим границам, соблюдение правил группы дают понять окружающим, что рядом с ними человек, который разделяет их ценности. А такое единомыслие способствует сближению членов коллектива.

Как родители могут помочь ребенку?

Поддерживаем внешний вид

Постарайтесь довериться вкусу своего сына или дочери, познакомьтесь с современной модой и примите ее, даже если не разделяете этих тенденций. Модная одежда поможет укрепить в ребенке ощущение внутреннего комфорта.

Учим общаться

 Навыки общения не развиваются сами по себе. Взрослые учат ребенка начинать знакомство и поддерживать разговор, в том числе и собственным примером. При этом очень важно показать, какую роль играет умение слушать, искренность и живая заинтересованность собеседником.

Учим смещать фокус внимания

Дети очень часто озабочены вопросом, что о них думают окружающие. Роль родителя в этой ситуации — дать ребенку почувствовать, что даже несмотря на негатив с чьей-либо стороны, он любим и важен. Это поможет ему сохранить уверенность, не поддаваться на манипуляции и не поступаться собственными принципами и интересами ради внимания других людей.

Учим дружелюбию

Малыш старается, но у него не получается завести друзей? А может быть, его обидел тот, кого он считал другом? Родители могут показать, как важно уметь прощать ошибки, не оставлять попыток или пробовать завести отношения с новыми людьми. Иногда неприятные эпизоды подталкивают ребенка замкнуться в себе и никому не доверять. Но очень важно найти силы, чтобы дать второй шанс, в том числе и самому себе.

Учим признавать свое несовершенство

Дети часто считают, что просить помощи или признавать свое незнание — это признак слабости. Родители могут показать, что в этом нет ничего плохого. Наоборот, совместное решение какой-либо проблемы сближает людей, помогает родиться доверию между ними.

Учим искренности и заботе

 Дети в любом возрасте хорошо чувствуют притворство. Поэтому очень важно, чтобы в семье ребенок с детства видел искренние и честные отношения между родителями. Это даст ему понять, как строить доверительные отношения. При этом не стоит путать искренность с излишней прямотой. На первом месте всегда должна быть забота о тех, кто тебе дорог. Поэтому любую правду, даже самую неприятную, можно преподнести мягко и деликатно.

Помогаем поддерживать самооценку

У ребенка никогда не возникнет желания сохранять токсичную дружбу, если он будет уверен в себе и научится себя ценить. Самооценка малыша полностью зависит от родителей. Понимание того, что в любой ситуации его поддержат, укрепит веру в себя. Большое значение имеет и похвала. Достижения и победы должны вознаграждаться — так ребенок учится ценить себя и свою работу.

Прорабатываем сценарии общения

Общение — это практическая наука, однако некоторые ее аспекты можно изучать в теории. Например, объяснять, как предлагать помощь, с каких слов начать разговор, как реагировать на те или иные фразы собеседника. Разумеется, у ребенка не будет ответов абсолютно на все вопросы, однако это даст ему хороший старт и научит не робеть перед новыми знакомствами.

Учимся доверять ребенку

 Каждый родитель не хочет уберечь свое чадо от неприятностей и разочарований. Однако именно они иногда становятся лучшими учителями. Поэтому самая ценная помощь — это та, о которой ребенок сам вас попросил. Не спешите вмешиваться в отношения детей, позвольте им самостоятельно разобраться с проблемой. Дайте ненавязчивый совет, но не контролируйте каждый шаг. Ребенок вступает во взрослую жизнь, и ему важно научиться верить в собственные силы. Поэтому будьте рядом, покажите, что готовы прийти на помощь, но позвольте ему принимать самостоятельные решения .

Гармоничные отношения с ребенком, как и отношения детей в коллективе — сложная система, состоящая из множества составляющих. Их нельзя контролировать, но можно направлять — деликатно, грамотно и осторожно. Прислушиваясь не только к словам, но и к эмоциям сына или дочери, вы поможете им найти правильный путь и завоевать уважение, внимание и дружбу сверстников.

свернуть

Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса

16.09.2022
развернуть

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса.

Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

Переход из начальной школы в среднее звено сопряжен с большой психологической нагрузкой. Помните, что процесс школьной адаптации может длиться до 6 месяцев. Относитесь к ребенку с пониманием - ему трудно.

          Во-первых, Вашего ребенка будут учить несколько различных учителей, а не один-два, как это было в начальной школе. Расставание с первым любимым учителем, возможно, огорчит ребенка. Встреча с новыми лицами, появление новых требований, возрастание ответственности окажется для ребенка так же большой неожиданностью. Педагоги относятся к пятикласснику не как к малышу, а как к сформированному школьнику, и должно пройти некоторое время, прежде чем сам ребенок осознает это. 

         Во-вторых, ребята будут заниматься в другом кабинете, и даже не в одном. Родного, по-домашнему уютного кабинета начальной школы, где проходили все уроки, больше не будет. В средней школе для изучения каждого предмета обычно есть кабинет. Добавьте сюда встречи на переменах со старшеклассниками. Для привыкания к этому нужно время. 

         В-третьих, у Вашего ребенка может поменяться коллектив одноклассников, даже если Вы не меняли школу. Могут появиться новички в классе, или уйти из школы одноклассники. Смена коллектива даже для взрослого человека проходит болезненно, а что говорить о малыше? 

Поэтому, уважаемые родители, на Ваши плечи ложится забота о том, как помочь своему ребенку преодолеть все эти трудности. В это время он особенно нуждается в Вашей помощи. 

1. Обязательно узнайте о программе обучения в 5 классе, предполагаемой нагрузке, наличии дополнительных занятий у классного руководителя. Сопоставьте требования с возможностями. Помните, что 5-6 уроков подряд ничего хорошего вашему ребенку не принесут. 

2. Поинтересуйтесь, кто будет вести учебные предметы в классе Вашего ребенка. Пусть Вам заранее расскажут о требованиях педагога. 

3. Первые три месяца следует тщательно контролировать, как дети собираются в школу (ненавязчиво). Ребята кладут в ранец совсем не то, что нужно, потому что только учатся следить за расписанием и его изменением. Поэтому, уважаемые родители, не поленитесь заглянуть в расписание уроков и проверить содержимое ранца. Но, заметив несоответствие, не спешите сами исправлять оплошность ребенка, пусть он сделает это сам. Тем самым Вы разовьете его внимание и воспитаете в нем самостоятельность. 

4. Подружитесь с родителями других детей. Тем самым Вы получите гораздо больше информации о школе, о делах класса, а также о жизни вашего ребенка в школе. 

5. И самое главное - никогда не бойтесь спрашивать учителей о том, что Вам непонятно. Не стесняйтесь, когда хотите что-то уточнить. Просите совета, когда сомневаетесь. Верьте в своего ребенка, и все у него будет хорошо. 

6. Обращайтесь за консультацией к психологу.

Но именно сейчас у ребенка еще есть время, чтобы стать самостоятельным в учении, определить свои учебные интересы. Он более объективно начинает оценивать свои возможности. По-другому строятся отношения с педагогами и сверстниками. 

Причины трудностей в учении:

Недостатки учебной подготовки при нормальном и даже хорошем уровне развития мышления и других познавательных процессов; значительные пробелы в знаниях; несформированность общих учебных и специальных учебных умений и навыков. 

Преимущественно эмоциональное отношение к учебному предмету. Слишком сильные и слишком длительные как позитивные, так и отрицательные эмоции могут вызывать: эмоциональную усталость;  раздражительность; капризность; скандалы и плачь и т.д. 

Неуспеваемость так же может быть связана с особенностями учебной мотивации (мотив достижения успеха и мотив избегания неудач).

Слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание, невозможность заставить себя постоянно заниматься. 

Причины и следствие неполной адаптации 

Причины:

Продолжительная неуспеваемость или её снижение, невозможность соответствовать прежним результатам и требованиям родителей в системе оценок, проблемы в сфере общения, недовольство своим положением в коллективе сверстников, неудовлетворённость потребностей и желаний и т.д. 

Следствие (нарушения в личностной и функциональной сферах):

Низкая или напротив защитно-высокая самооценка; 

Прямая или косвенная оборонительно – защитная агрессия; 

Чувство беспомощности и обиды; 

Формируется мотив избегания неудач; 

Нервных процессы (частые заболевания, «школьный» невроз); 

Повышенная возбудимость и импульсивность или напротив инертность, закрытость; 

Формирование чувства неполноценности. 

Проявление асоциальных форм поведения (закрытость, агрессия, импульсивность, раздражительность, обидчивость нарушение правил поведения или полное их игнорирование и т.д.) 

Обратитесь за помощью к педагогам и психологам!
Признаки успешной адаптации:

удовлетворенность ребенка процессом обучения; 

ребенок легко справляется с программой; 

степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, 

готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; 

удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем. 

Признаки дезадаптации:

усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. 

нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. 

стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. 

нежелание выполнять домашние задания, негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. 

жалобы, связанные со школой. 

беспокойный сон. 

трудности утреннего пробуждения, вялость. 

постоянные жалобы на плохое самочувствие. 

Памятка для родителей пятиклассников.

Переход из начального звена в среднее - важный этап в жизни ребенка. 
Успешность адаптации:

интеллектуальная готовность; 

умение общаться со сверстниками и учителями; 

соблюдение школьных правил; 

умение ориентироваться в новых ситуациях; 

эмоциональная гибкость. 

Трудности адаптационного периода:

возросший темп работы: дети не успевают быстро писать; 

возросший объем работы на уроках и дома; 

новые учителя и требования к оформлению работ; 

необходимо самостоятельно находить дополнительную информацию и работать с ней; 

новое расписание и новые кабинеты; 

трудности со старшеклассниками. 

Некоторые проблемы пятиклассников:

в письменных работах пропускают буквы; 

не умеет применять правила, хотя знает их формулировку; 

с трудом решает математические задачи; 

невнимателен, рассеян, забывчив; 

с трудом понимает объяснения учителя; 

плохо ориентируется в пространстве; 

испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний; 

часто меняет друзей. 

Кризисные периоды:

первые 4-6 недель (сентябрь, октябрь) 

середина декабря; 

неделя после каникул в феврале; 

середина марта (особенно после каникул). 

Признаки дезадаптации:

усталый, утомленный вид ребенка; 

беспокойный ночной сон; 

трудности утреннего пробуждения, вялость; 

постоянные жалобы на плохое самочувствие; 

нежелание выполнять домашнее задание; 

негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников; 

нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне; 

повышенная тревожность, страх не соответствовать ожиданиям окружающих; 

жалобы на события, связанные со школой; 

стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы. 

Особенности возраста:

предподростковый возраст; 

постепенное обретение чувства взросления; 

проявление негативизма; 

с взрослыми возможные конфликты; 

эмоциональная нестабильность; 

пытается найти свою уникальность и собственное «Я»; 

замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения; 

развитие способностей и мотивация зависят от ситуации успеха; 

возраст нарциссов. 

Как помочь ребенку?

безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи, с которыми он может столкнуться; 

создание условий для развития самостоятельности (домашние обязанности); 

спланировать свободное время ребенка; 

ненавязчивый контроль со стороны родителей; 

создание ситуации успеха; 

возможность обсудить свои школьные дела, отношения со сверстниками в семье; 

возможность общения с одноклассниками вне школы.

свернуть