6 класс

Организация летнего отдыха подростков

17.02.2023
развернуть

Родительский университет

Тема:  Организация летнего отдыха подростков

Дети - источник радости. Играть с ними, когда они маленькие и забавные, доставляет огромное удовольствие, и делаем мы это с любовью и наслаждением. Но когда они становятся старше и менее контролируемы, становится труднее занять их, особенно в период каникул, когда они находятся весь день дома и не знают, чем им заняться. И постоянной головной болью миллионов родителей становятся мысли о том, как отдыхать. Личные перспективы при этом отступают на второй план, а вопрос о летнем отдыхе детей очень даже волнует. Оставив в стороне грустные и порой неразрешимые материальные проблемы, родители попытаются разобраться в том, как все-таки надо отдыхать.

Детский отдых - задача, требующая полной отдачи и ответственности со стороны родителей, ведь им нужно обеспечить ребенку комфортные условия проведения каникул. Полноценный отдых нужен для того, чтобы дети смогли повысить иммунитет и отдохнуть после тяжелого напряженного периода учебы. Сегодня существует множество рекомендаций, которые помогут родителям понять; как организовать летний отдых детей не только быстро, но и максимально качественно.

Одним из самых популярных вариантов организации отдыха для детей остаются летние лагеря. Этот вид каникул; подходит для тех детей, которые достаточно самостоятельны и общительны. Сегодня лагеря отличаются не только месторасположением, но и специализацией - там можно проводить время на свежем воздухе и параллельно заниматься интересным делом. Если ребёнок предпочитает активный отдых и любит общество других детей и людей, тогда его можно направить в детский летний лагерь для детей или для подростков, не забыв предварительно поинтересоваться, а в какой именно лагерь ребенок хотел бы поехать отдохнуть. 

Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Но не все дети, в силу тех или иных причин, имеют возможность его посещать. Нельзя детей отправлять в летние детские лагеря без их спросу и явно выраженного желания: далеко не все дети уверенны в себе, далеко не все они - сангвиники и холерики по темпераменту, далеко не все дети уютно чувствуют себя в обществе других детей.

Поэтому многие дети остаются дома, и одним из развлечений для них становится компьютер. В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми. Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники, искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел какой-либо серьезной профессией, стал востребованным специалистом на рынке труда. Но, просиживая часами за монитором, ребенок не только губит свое здоровье, но и упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом.

Так что же должен делать заботливый родитель: разрешать или запрещать проводить время за компьютером? Давайте найдем «плюсы» и «минусы» использования компьютера в жизни ребенка. Плюсы компьютера в том, что компьютер:

- вызывает положительный интерес к технике;

- развивает творческие способности, воображение;

- воспитывает внимательность:

- тренирует память, внимание;

- развивает быстроту действий и реакции;

- воспитывает целеустремленность.

Но на ряду с этим

- оказывает отрицательное влияние на физическое развитие;

- повышает состояние нервозности;

- содержание игр провоцирует проявление жестокости;

- способствует развитию гиподинамии;

- снижает интеллектуальную активность;

- ухудшает зрение;

- способствует развитию заболеваний позвоночника.

Теперь, когда мы рассмотрели все основные "плюсы" и "минусы" использования компьютера, наверное, понятно, что компьютер из "механического врага" может превращается в друга, помогающего решать различные задачи образования, воспитания, развития нашего ребенка.

При этом, конечно, не стоит забывать о мерах предосторожности в работе детей за компьютером с целью профилактики проблем со здоровьем. Главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.

Если ребенок очень активный, то его активность и чрезмерную подвижность, любознательность надо направить во время школьного отдыха на каникулах в правильное русло: отправьтесь с ним в туристический поход на несколько дней, заинтересуйте ребенка историей родного края. Отдых, совмещенный с умеренным трудом на даче, - это тоже классный летний отдых для детей: ведь тогда они обучаются что-то созидать, за чем-то ухаживать, в их душах воспитывается хозяин. 

Если выбраться за город или заграницу в туристическую поездку летом не удается, значит, надо предоставить ребенку возможность самостоятельно физически развиваться — купите детям велосипед, роликовые коньки, резиновый мяч, скакалку, бадминтон, ракетки и мячи для игры в теннис — пусть ребенок играет на улице, дышит воздухом, развивается. 

Для тихих и пассивных, замкнутых детей лучшим подарком во время летнего отдыха станет либо подборка интересующих их книг, хорошая, расслабляющая или, наоборот, современная модная музыка, интеллектуальные игры для эрудитов, подборка хороших, добрых фильмов, развивающих классических игр в шахматы, шашки. В наши дни существует великое множество для насыщенного, интересного летнего детского отдыха: было бы желание, а возможности всегда найдутся! 

Но никакой, даже самый лучший летний детский отдых во время школьных каникул не заменит детям родительского внимания, их любви, доброго совета, соучастия в отдыхе, заботы и ласки. Под чутким родительским контролем ребенок не растет, как сорная трава у обочины дороги, а развивается сообразно собственным устремлениям, склонностям и желаниям, как роскошная роза в ухоженном палисаднике, день ото дня совершенствуясь и покоряя всё новые вершины, направляемый «невидимой», но заботливой рукой мамы и папы. 

Школьные каникулы могут запомниться детям надолго, если родители вложат в своих детей и в организацию их летнего отдыха хотя бы частичку своей огромной души, соучастия и немного денег.

Удивительно, как самая простая прогулка по парку с детьми и с мячом может превратиться в самое настоящее приключение! Пикник с детьми на природе, туризм с шашлыками, отдых летом на море или на речке, поход в лес за грибами и новыми впечатлениями... 

На лето мы возлагаем большие надежды, потому что это такие дни, когда радует сама природа. Воспользуйтесь этим! Главное, чтобы всё было организовано, а не предоставлено случаю.

Спасибо за внимание!

свернуть

Безопасность подростков в сети Интернет

20.01.2023
развернуть

Родительский университет.

Консультация «Безопасность подростков в сети Интернет»

Современную жизнь трудно представить себе без сети «Интернет». Современные компьютерные технологии стремительно развиваются и занимают все больше места в жизни каждого человека. И дети не остаются в стороне от этого процесса.
Тенденции к развитию облачных технологий и общения в социальных сетях стирают границу между локальным и сетевым использованием вычислительной техники, многие даже не задумываются о том, что используют интерне, настолько этот технологический феномен стал частью повседневной жизни. Вместе с тем интернет технологии используют преступники и правонарушители.
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. В Интернете, как и в реальной жизни, детей подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т.п. Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету, и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Некоторые дети настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость - навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
Не запрещать, а научить.
У 9 подростков из 10 есть свои профайлы в соцсетях и практически половина посещает ту или иную сеть каждый день. Конечно же, все рассматривают свои гаджеты как личное пространство, и поэтому разговор о соцсетях в частности и Интернете в целом требует от Вас большой деликатности.
Польза соцсетей для подростка
- Поддержка связи с друзьями и родственниками
- Возможность заводить интересные знакомства
- Потенциал для саморазвития и помощь в учебе
- Улучшение коммуникационных навыков и креатива
Обратная сторона соцсетей
1. Обнародование личной информации
Как показывает практика, большинство подростковых профайлов - просто находка для злоумышленников. Там есть настоящие имя/фамилия, город проживания, номер школы, информативные личные фото и т.д. И еще нередко подростки бездумно используют приложения, которые отображают местонахождение пользователя.
2. Кибербуллинг
Кибербуллинг (cyber bullying) - это долговременные издевательства и унижающая критика человека в соцсети. Подобная травля может довести даже до суицида.
3. Порнография
Страшный сон большинства родителей на самом деле не всегда так ужасен. Мотивы ребенка, заходящего на порносайт, чаще всего самые невинные - простое любопытство. Тут выбор - либо тактично обсудить данный вопрос в ключе шокирующего содержания подобных ресурсов, не имеющих ничего общего с тем, что вы вкладываете в понятие «интимные, любовные отношения», либо поставить жесткие фильтры в браузере.
4. Доверие
Даже взрослый не всегда может распознать мошенника как реального, так и виртуального. Что ж тогда говорить о подростках. Обязательно стоит объяснить юному юзеру, что чрезмерно открытое распространение информации в сети может закончиться очень печально - кражей или насилием.
5. Репутация
Не всем известно, что фото, видео и комментарии, опубликованные однажды и в последствии удаленные - не исчезают бесследно. Увы, они все-равно остаются «в памяти» Всемирной путины.
6. Неидеальная жизнь
Соцсети грешат показательностью. Сравнение количества друзей и красивых фото других пользователей из путешествий или в «брендовом прикиде» может вызвать комплекс неполноценности, зависть, недовольство собой и своей жизнью.
В идеале родители должны быть в курсе интересов, поведения и в целом онлайн-жизни ребенка. Но, конечно же, не через шпионство и подглядывание из-за спины - это только испортит отношения и увеличит между вами дистанцию. Всячески подчеркивайте, что вы уважаете личное пространство, но хотите убедиться, что ребенок осведомлен о мерах безопасности. Потому проговорите с подростком следующие правила:
- Деликатность
Объясните, что грубое поведение также неприемлемо для виртуального мира, как и для реального. Расскажите о кибербуллинге, донесите до него посыл, что некоторые фото и комментарии могут скомпрометировать другого человека или обидеть. То же касается и сообщений в его адрес - попросите сообщать вам о неприятных моментах, которые ему пришлось ощутить по отношению к себе.
- Последствия некоторых публикаций
Не всегда дети отдают себе отчет в серьезной опасности безобидных якобы поступков. К примеру, подростки могут не понимать, что некоторые посты могут сыграть злую шутку против него и всей семьи.
Пример: опубликовав свой адрес в профиле и сообщив в одном из постов, об отъезде на каникулы, он дает шанс ворам обокрасть квартиру/дом. Дайте понять, что не стоит нигде онлайн указывать свой мобильный и любые другие личные данные.
- Вездесущность Интернета
Информация не пропадает из Всемирной паутины бесследно. А значит, что-то опубликованное сегодня, может иметь негативные последствия через время, когда это увидят родители, сокурсники, будущий работодатель, любимый человек.
- Конфиденциальность аккаунтов
Если вы достаточно опытный юзер - внесите настройки вместе и по каждому пункту проверьте понимание подростка важности сокрытия той или иной информации. Озвучьте важность паролей, почему их не следует никому передавать, даже лучшему другу. Кража личности - преступление и чревато серьезными последствиями.
- Никакой «дружбы» с незнакомцами
Не знаешь человека лично - не делай его виртуальным другом. Этому правилу нужно следовать неукоснительно.
- Никаких моралей - только примеры
Ни один подросток не усвоит наставлений в форме чтения морали. К счастью, или сожалению, но в сети достаточно фактов, красноречиво указывающих на последствия несоблюдения правил поведения в соцсетях. Разберите их вместе.
Корректное виртуальное поведение родителей и их обращение с гаджетами - лучший пример для ребенка, как безопасно использовать социальные сети. И главное - бесполезно навязывать ребенку правило, если вы сами его не соблюдаете.
Задача родителей предостеречь детей от необдуманных поступков, сформировать навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет.
Рекомендации по формированию у детей
навыков безопасного поведения в сети Интернет:
1. Научите детей советоваться с вами перед раскрытием информации через электронную почту, чаты, доски объявлений, регистрационные формы и личные профили.
2. Научите детей не загружать программы, музыку или файлы без вашего разрешения.
3. Позволяйте заходить на детские сайты только с хорошей репутацией и контролируемым общением.
4. Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
5. Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится.

свернуть

Профилактика проблемного поведения подростков.

18.11.2022
развернуть

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения.

Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков

Материалы по ссылке.

 

Семейная профилактика  аддиктивного поведения несовершеннолетних

 

          Традиционно главным институтом воспитания и социализации личности является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Однако сегодня  в условиях социально нестабильного общества мы наблюдаем, как семейные ценности  все больше теряют свою значимость, снижается воспитательный потенциал семьи, что отражается в первую очередь на процессе формирования личности ребенка. Девиантное поведение детей и подростков, употребление молодежью психоактивных веществ является сейчас серьезной проблемой семьи, образовательных учреждений, общества в целом.

 

          Можно выделить ряд социально-психологических факторов, провоцирующих аддиктивное поведение подростков в семье:

 

  • нарушение семейной системы (развод родителей, неполная семья, вновь созданные семьи, появление сводных братьев, сестер и т. п.)
  • нарушенные стили воспитания в семье (авторитарность, жестокое обращение с ребенком в семье, гиперопека, непоследовательность в воспитании, отсутствие понимания между родителями, попустительство и безнадзорность, отсутствие духовности, нравственных ценностей в семье)
  • чрезмерная занятость родителей, отсутствие эмоциональной близости, общности интересов и контакта с детьми, автономность проживания детей и родителей
  • малообеспеченная семья, проживающая в плохих социально-бытовых условиях, либо семья с высоким материальным достатком и неконтролируемым доступом подростка к материальным средствам
  • дисфункциональная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой (соперничество между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствие сотрудничества и эмоциональной связи между родителями и детьми, постоянная атмосфера напряженности, неприязнь, взаимное перекладывание вины)
  • аморальная семья (правонарушения, совершаемые родителями, злоупотребление алкоголем, наркотиками, развратное поведение родителей)
  • криминогенная семья (преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям «нормы» антиобщественного поведения)

 

Надо отметить, что даже вполне благополучные семьи обладают различным профилактическим потенциалом и по-разному справляются со своими защитными функциями в процессе приобщения подростка к  психоактивным веществам.

 

Вряд ли найдется родитель, который захочет, чтобы его ребенок употреблял алкоголь, наркотики, курил. Но как уберечь сына или дочь от наркологических проблем? Универсального рецепта, к сожалению, не существует. Но некоторые общие советы дать можно.

 

Начать с себя

 

Известно, что алкоголизм и наркомания по наследству не передаются. Передается лишь предрасположенность, так как глубина проблемы состоит еще и в том, что алкоголизм родителей является причиной различных отклонений в умственном и физическом развитии детей. Кроме того, ребенок, живущий в условиях семейного алкоголизма, испытывает постоянный стресс, недостаток положительных эмоций и переживаний, чувствует себя незащищенным. Подобная психотравмирующая ситуация является дополнительным фактором риска формирования аддиктивного поведения.

 

Ситуации, в которых родители допускают употребление алкоголя, служат детям примером для подражания. Недаром, русская народная пословица гласит, что «ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Следовательно, задача родителей при распитии спиртных напитков вести себя достойно, не злоупотреблять, делать акцент на общении, а не на алкоголе.

 

Как и что рассказать ребенку о ПАВ

 

Не держите ребенка в информационном вакууме – он заполнит его из других источников (улица, сверстники, Интернет и т.д.), и не факт, что они будут достоверными и адекватными. Постарайтесь дать ребенку правильное представление о медицинских, социальных и правовых последствиях употребления ПАВ.

 

Поводом для начала разговора могут послужить ситуации из жизни знакомых людей, фильм, в котором затрагивалась тема наркомании, алкоголизма или статья в газете. Основной акцент обсуждения лучше сделать на том, как употребление ПАВ может отразиться на значимых для подростка ценностях, причем беседу не нужно превращать в монолог родителя. Самое разумное - это организовать обмен мнениями, в ходе которого родители тактично могут  повлиять на взгляды подростка.  Не нужно заострять внимание ребенка на эйфорическом эффекте, вызываемым различными одурманивающими веществами, а также технологии их приготовления и применения. Ошибочно угрожать подростку  наказаниями в случае возможной пробы ПАВ, иначе такая угроза сама по себе может стать провокацией. Не стоит даже из лучших побуждений стремиться запугать ребенка, преувеличивая опасность употребления ПАВ, так как это может вызвать у подростка недоверие к сведениям, получаемым от взрослых.

 

 Живите не рядом, а вместе с ребенком

 

Семейная профилактика должна заключаться не только в беседах об опасности одурманивающих веществ. Намного важнее сформировать у ребенка жизненно важные навыки (умение конструктивно общаться, адекватно вести себя в стрессовой ситуации, умение говорить «нет», противостоять психологическому давлению и т.п.), дающие ему возможность решать возникающие проблемы и реализовать свои потребности, не прибегая  к ПАВ.

 

Поощряйте подростка в его интересе к любой деятельности – общественной, спортивной, творческой. Не препятствуйте, когда дети начинают пробовать множество кружков и секций, не задерживаясь надолго ни в одном из них. Это нормально, таким образом они примеряют на себя различные виды деятельности, набираются опыта и самореализуются.

 

Всегда показывайте ребенку, что вы его любите – словами, объятиями, улыбкой, поощрением. Воспитывайте в нем самоуважение и осознание собственной ценности, значимости для родных и близких. Старайтесь как можно больше интересоваться делами и жизнью ребенка,  выстраивайте доверительные отношения.

Доверяй, но проверяй

Адекватный родительский надзор является хорошим сдерживающим  фактором употребления ПАВ. Если подросток будет знать, что его проверят, то он лишний раз подумает, прежде чем пробовать алкоголь, табак, наркотики. Каждому родителю необходимо знать круг общения своего ребенка,  поэтому постарайтесь познакомиться с друзьями вашего сына или дочери. Помните, что запрет на общение можно использовать лишь в самых крайних ситуациях, когда у вас не остается сомнения в том, что влияние этого человека опасно для вашего ребенка.

 

 Даже следуя всем этим рекомендациям, нельзя исключить возможность пробы подростком психоактивных веществ. В этой ситуации надо четко представлять, что проблема, с которой столкнулась семья, достаточно серьезная, чтобы рассчитывать лишь на собственные силы. Чем раньше вы обратитесь за помощью к специалистам, тем больше шансов помочь подростку избежать медико-социальных последствий употребления ПАВ. 

свернуть

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка

16.09.2022
развернуть

Тема 1: Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка.

Нравственные и культурные ценности семьи.

Семья - общечеловеческая ценность.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Семьи - малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, закладывающая основы личности.

Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Каковы   функции   и   задачи    развивающей деятельности современной семьи?

Главными функциями семьи являются:

*      воспитательная;

*      оздоровительная;

*      духовно-нравственная;

*      познавательно-образовательная;

*      бытовая;

*      трудовая;

*      культурно-просветительная;

*      досугово-творческая;

*      стимулирующая самостоятельный опыт личности;

*      охранно-защитная.

Главные задачи семейного воспитания это:

*  гармоническое развитие ребенка;

*  забота о здоровье детей;

*  помощь в учении;

*  трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

*  помощь в социализации личности;

*  формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

*  забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

*  развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

*  подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

*половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Итак, главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются:

*      климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

*      режим семейной жизни;

*  содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).

Современные семьи, развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и

родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Семья является фактором социализации личности. В семье происходит интенсивный контакт ребенка с родителями и другими взрослыми членами семейной группы. Именно в семье формируются культура поведения и внешнего вида, происходит развитие культурных интересов и потребностей.

Вместе с тем, семья – одна из высших моральных ценностей общества. Семья выполняет разнообразные функции, но главная из них – это физическое и социальное воспроизводство, новых людей. Воспитательная функция семьи выражается в сознательных воздействиях родителей на детей в соответствии с уровнем их понимания, стремлениями и надеждами.

В   задачу семьи по народным воззрениям входит не только то, чтобы иметь детей, но и вырастить и воспитать их, передать детям социальный опыт (знания, убеждения, жизненные цели, правила поведения в обществе), накопленный до их рождения. Этот опыт может быть передан следующему поколению только путем воспитания.

Семья, выполняя свои функции, осуществляет подготовку нового поколения к жизни. Семейные отношения, воспитательное воздействие родителей, всех членов семьи на детей, социализация личности в семье выступают решающим фактором развития и формирования личности. Педагогика семьи всегда была в центре внимания народа. Первыми воспитателями детей являются отец и мать. Народ рассматривал семью как колыбель человечества, как основной фактор формирования свободной личности, на ступени развития детей младшего школьного возраста.

Cемья - исходное пространство человеческих связей и отношений, где закладываются основы гуманистических отношений и доверия человека к человеку. "Семейная жизнь для ребенка - то же, что для взрослых общественная. Душа его питается впечатлениями, полученными в семье. Опыт семейной жизни ребенка формируется "весьма рано", обнимает все людские отношения, которые доступны наблюдению ребенка.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении опре- деленного времени семья вообще является для детей единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь, сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.

Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера. К ним относятся:

– факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят;

– структура семьи (нуклеарная или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная);

– материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);

– личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);

– психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность;

– помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения.

Первой воспитательной средой человека является семья. Именно она — основа всего позитивного и негативного в судьбе каждого человека, в формировании его личности. Но нельзя не видеть, какое разрушительное воздействие на семью оказал социально-экономический и политический кризис. Наблюдается резкая дифференциация доходов семей. Многие из них не смогли приспособится к новым условиям, сформировать защитные стратегии и механизмы. Углубляется дезорганизация жизни, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции, семейный уклад. Все это негативно отражается на воспитательном потенциале семьи, ее роли в социализации детей. Материальное неблагополучие, высокий уровень занятости родителей, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на развитие детей. Все это, негативно сказывается на воспитательном потенциале семей и процессе социализации детей. Наличие одного или нескольких детей в семье предопределяет результаты семейного воспитания и социализации не само по себе, а только в системе таких не менее важных показателей, как психологическая атмосфера семьи, личный пример родителей, уровень их образования и педагогической культуры и др.

Реально усилить воспитательный потенциал, особенно молодой семьи, может помощь в воспитании детей со стороны старшего поколения (бабушка, дедушка и других родственников). Наряду с выполнением бытовых обязанностей и уходом за детьми они служат своеобразным транслятором социального опыта, накопленного их поколением. В связи с реалиями сегодняшнего дня их помощь становиться все более актуальной, а спрос на нее со стороны молодых родителей неуклонно растет.

Внутрисемейные отношения есть, по сути, межличностные отношения в процессе общения. Именно в процессе общения со взрослыми дети приобретают навыки речи и мышления, предметных действий, осваивают социальный опыт, воспринимают образ жизни семьи для последующего его воспроизводства.

Исследования показали что, нравственно-эмоциональный климат семьи в значительной мере формируется отношениями между отцом и матерью. Социализация, нравственное и психическое развитие детей в семье зависят от степени гармоничности супружеских отношений.

Практика показывает, что наиболее высоким воспитательным потенциалом обладает тип семьи, основанный на равенстве и партнерстве. Эгалитарные супружеские отношения способствуют развитию у детей таких качеств, как доброта, трудолюбие, дисциплинированность, умение постоять за себя, самостоятельность, бескорыстие, скромность, ответственность, самокритичность. Дети из таких семей лучше подготовлены к    роли будущего семьянина, проявляют большую заботу о родителях, содержание их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у детей из других семей.

Опыт работы свидетельствует, что такие качества детей, как ответственное отношение к учебе, трудолюбие, общительность, отзывчивость и ряд других, непосредственно коррелируют с отсутствием серьезных конфликтов между родителями. В конфликтных семьях у детей формируются противоположные качества – безответственное отношение к учебе, нежелание трудиться, замкнутость, недоброжелательность.

Число полноценных семей продолжает сокращаться. Статистика утверждает, что 40% созданных семей распадается уже в первый год. Каждая вторая семья распадается в

течение десяти лет. На тысячу семей приходится лишь 34, в которых число детей достигает трех и более. В 443 семьях из тысячи детей вообще нет! Это очень тревожный сигнал.

Более важным в плане семейного воспитания и социализации являются отношения между родителями и детьми. Негативные качества личности возникают при дефиците родительской любви, когда дети не получают необходимого заряда положительных эмоций, лишены родительской привязанности. Ребенок в такой семье растет пассивным и неуверенным, агрессивным и беспокойным.

Также существует дефицит общения родителей с детьми. Например, в настольные игры (шахматы, шашки, лото и др.) играли с детьми достаточно часто родители в 64% семей, а в    10% семей это не практиковалось вообще. Ходили с детьми на лыжах, катались на коньках 55% родителей, а 12% - не делали этого никогда. Среди видов занятий с детьми в рабочие дни чаще всего отличались чтение, беседы. Далее контроль домашних заданий, игры и обучение трудовым навыкам. Большое значение для социализации детей имеет их включение в различные виды деятельности семьи, их приобщение к труду. Участие детей в    семейном хозяйственно-бытовом труде необходимо не только в чисто практических целях, но и с точки зрения их воспитания и подготовки к самостоятельной жизни, а также укрепления связей поколений в семье.

Необходимо родителям вовлекать детей в трудовую жизнь семьи для развития его воли, настойчивости, дисциплинированности, чувства долга и ответственности. Золотое правило педагогики дошкольного периода: "Не делать за ребенка того, что он может сам сделать, что ему нужно самому сделать и, следовательно, что он должен сам сделать. Детский труд в семье — действенное средство социализации детей. Дети должны сознавать и чувствовать, что они не только послушные исполнители заданий взрослых, но члены трудовой семьи, ценные помощники взрослых.

Семья — общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Функции семьи связаны с потребностями общества и личности (в принадлежности к семейной группе). Без всестороннего удовлетворения потребностей личности семья не будет стабильна и поэтому не сможет в полной мере удовлетворять общественные интересы и потребности. Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, и с течением времени меняются как характер функций, так и их иерархия. Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет выделить основные типы функций современной семьи, которые представлены в связи с основными сферами жизнедеятельности.

Функции семьи — это способы проявления ее активности, способы жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов.

В социальной педагогике определяют следующие функции семьи в процессе социализации.

Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве эта функция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается, а в старческом возрасте вновь становится доминирующей.

Во-вторых, семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в первые три года его жизни. Как выяснилось, решающее значение в этом имеет отец, ибо именно он, как правило, дифференцирование относится к дочери и сыну (в частности, поощряет активность, агрессивность у сына и женственность, мягкость у дочери). Поскольку мать обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола,

постольку отсутствие в семье отца или его лишь формальное наличие делает эффективность половой социализации проблематичной.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, роль семьи становится кардинальной.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации.

Таким образом, важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Педагогическое обеспечение семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ семьи в целом.

свернуть