8 класс

Как уберечь подростка от насилия.

18.11.2022
развернуть

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия.

Профилактика основных рисков.

Рекомендации по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними для родителей.

        Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.

Основные виды жестокого обращения с детьми

Физическое насилие это преднамеренное нанесение ребенку физических по­вреждений или травм родителями, либо лицами, их заменяющими, или другими взрослыми, в результате чего у ребенка возникают нарушения физического и/или психического здоровья и развития, либо наступает летальный исход.

Эмоциональное (психическое) насилие — ребенок испытывает постоянную не­хватку внимания и любви, угрозы и насмешки, что приводит к потере чувства собст­венного достоинства и уверенности в себе. К нему предъявляют чрезмерные требова­ния, не соответствующие его возрасту, которые ребенок не в состоянии выполнить. Ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, потеря доверия ребенка. От­вержение со стороны родителей и, как следствие, нарушение эмоционального разви­тия.

Пренебрежительное отношение ребенок из-за недобросовестного выполне­ния родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей, испытывает ост­рую или хроническую нужду в питании, одежде, жилище, гигиене, безопасности, любви и заботе, медицинской помощи, образовании и других условиях, необходимых для его физического, интеллектуального и эмоционального развития.

Сексуальное насилие - использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для изготовления порно­графической продукции, а также демонстрация им порнографической продукции. Во­влечение детей в занятия проституцией.

Коммерческая сексуальная эксплуатация детей (КСЭД) - это сексуальное на­силие или эксплуатация взрослым человеком ребенка и оплата за это деньгами или натурой ребенку или третьему лицу. Ребенок рассматривается как предмет секса и предмет торговли. КСЭД приравнивается к принудительному труду и современной формой рабства. КСЭД включает в себя все формы проституции, порнографии и тор­говли детьми с целью сексуальной эксплуатации. Другие формы сексуальной экс­плуатации включают детский сексуальный туризм и ранние браки.

Детская проституция означает использование ребенка в деятельности сексу­ального характера за вознаграждение или любую иную форму возмещения.

Детская порнография это все виды изображения ребенка, включая образцы на видео, в фильмах, в компьютерных программах или печатных изданиях, сконцентри­рованные на половом акте или на гениталиях детей с намерением удовлетворения сексуальных потребностей. Искусственное создание порнографических картинок, ис­пользуя компьютерные программы, также является порнографией.

Торговля детьми (траффикинг) - означает любой акт или сделку, по средствам которых ребенок передается любым лицом или группе лиц за вознаграждение или иное возмещение.

Материалы: общественное объединение «Дети - не для наси­лия»

Ненасильственное общение в семье. Ненасильственные отношения «ребенок-взрослый»

 «Ребенок-мишень» - ребенка считают слишком пассивным, либо очень активным и,

как результат, он становится объектом агрессии в семье. Такая ситуация часто

складывается, если ребенок имеет физические или умственные недостатки. Усугубляется

положение ребенка, если он любим одним из родителей.

«Критическая ситуация» (стечение обстоятельств) – потеря работы, разлука с

любимым и другая ситуация могут вызвать вспышки жестокого поведения.

«Отсутствие навыков отцовства и материнства» - родители не готовы к той

ответственности, которую налагает на них отцовство и материнство и не имеют других

стратегий поведения, кроме крика, запугивания, избиения.

«Необразованный родитель» - отсутствие элементарных знаний о возрастных

особенностях развития детей и неумение учитывать особенности детской психики.

«Модель домашнего насилия» - жестокое поведение часто отмечается у родителей,

которые в детстве сами подвергались насилию или были свидетелями жестокого

отношения.

«Изоляция от внешнего мира» - нежелание и неумение налаживать контакты с

другими людьми и, как следствие, потребность в уединении и агрессия на любые попытки

его нарушить.

«Семейные стереотипы» - нарушение традиционных схем поведения жестоко

карается родителями (подростковая беременность, нарушения традиций семьи, этические

нарушения и т.п.).

Рекомендации для родителей:

Как избежать жестокого обращения с ребенком в собственной семье?

 Знать о том, что является жестоким обращением с ребенком и особенно о

последствиях такого обращения с детьми.

 Признаться себе, что это происходит в ваших отношениях с ребенком.

 Понять: почему это происходит? Отчего? («Как меня наказывали в детстве?

Как я наказываю?»)

 Пробовать применять альтернативные методы, применять советы и

рекомендации психологов. Решить свои проблемы, если они в основе

жестокого обращения с ребенком.

 Стратегии взаимодействия родителей с детьми

Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми без насилия и агрессии:

 Не предпринимайте никаких действий, если Вы раздражены. Для начала

возьмите себя в руки и успокойтесь. Отстранитесь от ситуации и

постарайтесь взглянуть на нее со стороны. Все решения принимайте в

спокойном состоянии.

 Вспомните о своих интересах, уделите себе внимание. Успокоившись и

расслабившись сами, Вы станете спокойнее вести себя и со своим ребенком.

 Будьте с ребенком доброжелательным, но твердым.

 Будьте последовательны в своих действиях.

 Предоставляйте ребенку право выбора. Пусть он знает о тех мерах, которые

Вы предпримите в ответ на его непослушание, и сделает самостоятельно

выбор между своим послушным поведением и возможным наказанием.

Применяйте технику Я-сообщения.

 Позвольте ребенку столкнуться с последствиями своих действий.

 Дайте ребенку возможность достичь с вами договоренности.

 Постарайтесь в своей семье не устанавливать слишком много запретов. Но

те, которые существуют, нарушать нельзя – ребенок должен быть в этом

уверен. В противном случае его ждет наказание.

 Учитесь правильно критиковать ребенка: порицая, следует дать понять

ребенку, что вы критикуете конкретный поступок ребенка, а ваше

отношение к нему не меняется.

 Если Вы чувствуете, что вы не правы – имейте мужество признаться

ребенку в этом.

 

Безопасность и профилактика насилия в школе

Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы

между детьми или учителями по отношению к ученикам. Достаточно упомянуть такие

распространенные в школах явления, как индивидуальная, групповая агрессия, жестокое

обращение с одноклассниками, случаи шантажа, вымогательства, угрозы применения

физического насилия и т.д., поведенческие реакции на которые учащегося - жертвы лежат

в широком диапазоне, от ответной жестокости до суицидальных попыток.

Насилие может проявляться в самых разнообразных формах: от клички и

оскорбительного взгляда до убийства. Поэтому насилием является любое поведение,

которое нарушает права другого. К тому же акт насилия имеет место даже в том случае,

когда человек и не осознает этого. Дело в том, что дети и подростки зачастую не могут

оценить поведение взрослых, поскольку не имеют достаточного опыта и знаний о своих

правах. Например, если подросток вырос в семье, где приняты грубые оскорбления в

адрес друг друга, то он принимает это как норму и вряд ли чувствует себя жертвой.

Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое.

Эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает

его и снижает его самооценку. Виды эмоционального насилия:

• насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки,

высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;

• отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются

играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни

рождения и т. д.).

Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по

отношению к ученику, соученику, в результате чего возможно нанесение физической

травмы.

К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки,

подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Обычно физическое и эмоциональное

насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться

длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.

Рекомендации родителям и педагогам, психолого-педагогическая помощь ребенку:

Как помочь ребенку не стать жертвой школьного насилия? Прежде всего, реакция

должна идти из семьи.

Родителям следует знать:

 Любой ребенок может быть подвержен школьному и даже детсадовскому насилию.

 Любой ребенок может попасть в группу риска. Поэтому любого ребенка, начиная с

первого класса, необходимо предупредить, что его могут дразнить и высмеивать

одноклассники.

 Если ребенок вдруг подвергнется насилию, он тут же, немедленно, должен

рассказать об этом учителю и родителям.

Итак, как не стать жертвой школьного насилия? Вот несколько полезных

советов:

 Не хвастаться - ни своими успехами, ни своими родителями, ни своими

электронными игрушками.

 Не показывать свое превосходство над другими.

 Не демонстрировать свою элитарность.

 Не игнорировать «решения» класса, если они не противоречат нравственным

нормам человека.

 Не давать повода для унижения чувства собственного достоинства.

 Не демонстрировать свою физическую силу.

 Отыскать себе друга среди ровесников. Еще лучше не одного, а сразу несколько

настоящих друзей.

 Приглашать одноклассников в гости.

 Не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками.

 Научиться проигрывать и уступать, если он, в самом деле, не прав.

 Научиться уважать мнение своих одноклассников.

Для того чтобы ребенок не попал в группу риска по школьному насилию,

родителям желательно:

 Не настраивать его против школьных мероприятий, даже в тех случаях, когда они

кажутся неинтересными и ненужными.

 Не пытаться выделять своего ребенка среди одноклассников «элитностью»

одежды.

 Учить выполнять общие требования для всех детей в классе, вплоть до формы

одежды на уроках физкультуры.

 Как помочь ребенку, ставшему жертвой школьного насилия?

 В случаях насилия над ребенком (при любом насилии) следует поговорить с

учителем, с детьми и их родителями (если насилие со стороны детей). Если это не

помогает, то необходимо идти к директору школы.

 В крайнем случае, когда ничего не помогло, следует обратиться в управление

образования города или района с письменным заявлением.

 В самых тяжелых случаях насилия необходимо привлекать и адвокатов, доводить

дело до суда, прокуратуры. Главное в таких случаях – не молчать.

Рекомендации для родителей, чьи дети постоянно подвергаются моральному унижению со стороны педагогов или сверстников

  1. Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше, или ничего не сделал, чтобы предотвратить случившееся.
  2. Поговорите с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях.
  3. Дайте понять ребенку, что вы понимаете его и верите.
  4. Поставьте в известность классного руководителя и администрацию школы.
свернуть

Жизненные цели подростков

16.09.2022
развернуть

Тема 1. Жизненные цели подростков

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей.

Если я знаю, что я ищу, то зачем я ищу, а если

не знаю, что я ищу, то зачем я ищу, а если я не знаю,

что я ищу, то как же я могу искать.

Уважаемые родители!

Растут дети, а вместе с их взрослением растет не только радость от их успехов, но и проблемы.

Дети попадают в дурную компанию , страдают вредными привычками, перестают понимать родных и близких людей.

В свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребенке, перестают понимать, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.

Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребенка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для нее несущественны.

Пока наши дети еще рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя в жизни.

Первая жизненная цель — создание своей личности.

Вторая жизненная цель — создание отношений с другими людьми.

Третья жизненная цель — создание отношений с окружающей средой.

Функции семьи находятся в определенном соответствии с характером общественных потребностей. Особое значение семьи для воспитания и формирования человека отмечается всеми, кто в той или иной степени занимается проблемами подростков и молодежи. Это не случайно. Семья действительно располагает не просто большими, а уникальными возможностями передачи детям социальной программы общества, целей и ценностей общества, средств, которыми эти цели и ценности достигаются и сохраняются.

Важность семейного воспитания заключается в том, что в семье формируются не только социально значимые качества личности, но и свойственные ей оценочные критерии. Тесно связаны с этой проблемой и твердые нравственные и идейные убеждения, и пренебрежение к подлинно человеческим моральным ценностям. Подросток всегда воспринимает в родительской семье определенные образцы поведения. Воспитание высших человеческих ценностей связано с уровнем культуры семьи, с формированием различных интересов, профессиональной и общественной деятельностью.

Характер отношений родителей с подростками оказывает серьезное влияние на их отношение к жизненным перспективам.

Взрослые часто стремятся или все сделать за детей, или до мелочей регламентировать их действия. У подростка в таком случае нет выбора, ему не надо принимать самостоятельных решений. Отсюда - беспомощность, неустойчивость в реальном столкновении с многообразием жизненных ситуаций. Основной мотив, определяющий поведение подростка, - желание самоутверждения, также остается нереализованным в этой атмосфере запретов.

Характерно, что родители подростков отмечают пренебрежительное отношение к их мнению, противодействие их указаниям, протест по отношению к их контролю.

По данным выборочного исследования:

- 91 % школьников ответили, что дома их стремятся чему-то научить (также считали 100 % родителей),

- 80 % школьников (100 % родителей), - что в семье следят за их свободным временем,

- 65 % школьников (75 % родителей), что подростки имеют конкретные обязанности по дому.

Нельзя не заметить, что мнение детей заметно отличается от мнения родителей. Кроме того, наличие 35 % подростков, не имеющих домашних обязанностей, настораживает, тем более что родители более оптимистично оценивают положение по этому пункту.

Можно взглянуть на эти отношения и с другой стороны:

- совместно с родителями проводят свободное время 33 % подростков,

- следовательно, более половины – не проводят с ними свободное время

- стараются быть дома как можно реже – 17%

- сложились конфликтные ситуации с родителями у 20%

- 15% считают, что их часто наказывают

Родители же считают (на 100%), что проводят с детьми свободное время.

Памятка для родителей

Ваш ребенок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. Оттого, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.

Беседуйте со своим сыном и дочерью, говорите с ними о ближайших, жизненных планах, сегодняшних и будущих целях жизни.

Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.

Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребенка.

Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нем желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.

Формируйте нравственно здоровую личность, не способную на подлость ради реализации жизненных планов.

Создавайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.

Говорите правду ребенку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.

Будьте сами примером ребенку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.

На формирование правильного отношения к учебе огромное влияние оказывают также и внешкольные интересы. Чаще всего эти интересы помогают учебе, т. к. связаны с некоторыми школьными дисциплинами (например, любовь к животным - с биологией и географией, интерес к технике-с физикой, математикой и т.д.). Иногда внешкольные интересы настолько велики, что начинают отрицательно сказываться на результатах учебы (например, бесконтрольное увлечение некоторыми видами спорта). Надо воспитывать у ребенка ответственность, добросовестность, умение заставлять себя заниматься обязательной деятельностью, откладывая реализацию своих интересов на специально выделенное свободное время.

Изучение интересов и способностей своего ребенка во все периоды его жизни является для родителей одним из важнейших элементов воспитания. «Мама, можно я завтра не пойду в школу?» - «Ты плохо себя чувствуешь?» - «Вообще-то нет, только голова немного болит. Разреши мне не ходить в школу!» - «Как же я могу разрешить просто так, без серьезной причины, в восьмом классе пропускать уроки?» - «Я тебе скажу, только не знаю, поймешь ли ты меня. У нас контрольная работа по химии». - «Конечно, понимания ты у меня не найдешь, это ты правильно заметил. Что же тебе даст отсутствие на уроке? Просто химию надо учить». - «Да я учу уже три дня. И все впустую. Я не способен к химии и вообще к точным наукам. Учу, учу, а потом в школе, особенно на контрольных, ничего не помню. Наверное, у меня нет способностей...»

Подобные разговоры с подростками случаются во многих семьях. Иногда причинами заявления «не умею», «не справлюсь» являются нежелание приложить усилия, отсутствие настойчивости, а иногда просто лень. Но очень часто источник такого явления лежит в отсутствии веры в свои силы, в низкой оценке своих возможностей. Родителям надо обращать внимание на отношение ребенка к самому себе, тактично и постепенно помогать ему освобождаться от негативных наклонностей и развивать полезные, положительные качества. Нельзя высказывать поверхностное мнение о ребенке и тем более часто его повторять, не имея глубокого внутреннего убеждения в его справедливости. Наиболее сильно закрепляется в сознании ребенка мнение, неоднократно услышанное от родителей, окружающих людей. Родители должны обращать особое внимание в том случае, когда ребенок не верит в свои возможности или, наоборот, оценивает слишком высоко. Если ребенку постоянно говорить о его слабых способностях, у него вообще может исчезнуть стремление улучшить успеваемость. Некоторые родители считают своих детей вполне способными, но находят правильным говорить при них только о неудачах, забывая об успехах. Немало есть детей, которые учатся хорошо, но в семье каждый минус (при отметке «щесть») долго и пространно комментируется. Постоянное подчеркивание недостатков приносит большой вред, у ребенка формируется заниженная самооценка.

Слишком высокое мнение ребенка о себе тоже вредно. Чрезмерное убеждение в собственных достоинствах не способствует развитию своих возможностей. В результате сын или дочка не достигают ожидаемого успеха даже тогда, когда они действительно способны и обладают рядом достоинств. Самооценка ребенка в первую очередь зависит от отношения к нему его родителей, от их воспитательного воздействия. Если они следят за развитием своего ребенка, влияют на его поведение, то могут эффективнее способствовать формированию у ребенка самооценки, а это в свою очередь может повлиять на отношение к учебе, на улучшение успеваемости.

Рекомендации родителям

- Мы выяснили причины обсуждаемой проблемы, и теперь вы знаете: как будет ваш ребенок ходить в школу, с удовольствием или неохотой, зависит не только от школы, но и от семьи. Давайте попробуем найти дополнительные пути решения проблемы.

Вариант 1. Выведите ребенка на разговор о том, что они изучают в школе. Скажите ему, что его нелюбимый предмет был вашим самым любимым. Попросите его показать в учебнике тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как вам преподавали ее раньше (заодно вы поймете, насколько он знает материал параграфа). Докажите личным примером, что трудные уравнения решать интересно, или просто наработайте определенную схему решений.

Вариант 2. Воспользуйтесь советами Д. Карнеги «Девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования».

1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребенка.

2. Обращая внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.

3. Прежде чем критиковать кого -либо, признайтесь в своих собственных ошибках.

4. Задавайте вопросы вместо приказаний.

5. Дайте возможность ребенку спасти свое лицо.

6. Хвалите его даже за скромный успех и будьте при этом искренними.

7. Создайте ребенку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.

8. Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

9. Делайте так, чтобы ребенку было приятно исполнить то, что вы ему поручили.

Вариант 3. Возьмите на заметку следующее.

1. Следите за тем, чтобы ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок - грустное зрелище на уроке.

2. Пусть ребенок видит ваш интерес к заданиям, которые он получает, к книгам, которые приносит из школы.

3. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора.

4. Если у сына или дочери в школе конфликт, постарайтесь его устранить, но не обсуждайте с детьми все его подробности.

5. Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей.

6. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, записывайте впечатления о каких-либо событиях.

7. Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребенку будет это приятно.

Вариант 4. У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите своего ребенка. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения проблем.

 Подводя итог, можно сказать, что ни у кого нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши отношения с ним. Нужно убедить ребенка в важности стать человеком, знающим и трудолюбивым, совершающим красивые поступки и в том, что у него есть все возможности реализовать себя. Мы, педагоги и родители, - союзники в этом деле. Великий философ Ж.-Ж. Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что они хотят, а хотеть они должны то, чего хочет педагог». Если мы хотим, чтобы у наших с вами детей не возникали проблемы успеваемости, нежелания и неспособности учиться, нужно целенаправленно и терпеливо работать в этом направлении. Надеюсь, что наши совместные усилия дадут необходимый результат, а успехи в воспитании положительно скажутся на знаниях детей. Давайте же учиться быть хорошими родителями.

свернуть