Памятка для выполнения учебно-практических заданий.
а) наметьте вопросы, на которые надо получить ответы;
б) определите, каким образом следует собрать необходимую для выполнения задания информацию (к каким источникам обратиться, с какими людьми побеседовать, какие объекты наблюдать);
в) подумайте, как вы будете фиксировать необходимые данные;
г) если задание выполняется в группе, распределите обязанности между ее членами;
д) определите сроки выполнения задания (по этапам);
е) обсудите с учителем или в группе намеченный план и при необходимости скорректируйте его.
а) оцените, достаточно ли собранных данных, надежны ли они, нет ли ошибок при подсчете;
б) обдумайте собранную информацию, мысленно обобщите ее, сделайте практические предложения;
в) проверьте, насколько доказательны ваши выводы и предложения (практические рекомендации);
г) продумайте, все ли возможные выводы и предложения сделаны;
д) уточните дополнительные вопросы, возникшие в процессе выполнения задания; учтены ли они в итоге выполнения задания.
Памятка для учащихся, решающих познавательные задачи.
2. Начните обдумывать данные в тексте условия и определите, что они дают для ответа на вопрос.
3. Если в условии не хватает, каких – либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.
4. Свое решение обязательно докажите. Если из этих условия задачи – следует несколько выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.
6. Еще раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные вы учли.
7. Проверьте, все ли вы возможные выводы по существу вопросы задачи вы сделали и доказали.
8. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.
Основные звенья в работе по освоению содержанию текста.
1. Мысленно уяснить значение каждого слова, словосочетания и предложения с целью ограничения понятного от малопонятного и непонятного. Использовать для этого вопросы. Что это значит? Как это понимать?
2. Выявив новое, неизвестное, непонятное или малопонятное, выяснить с помощью словарей и справочников его смысловое значение.
3. Найти в тексте ключевые слова, словосочетания, предложения или отдельные их части и с их помощью уяснить основную мысль, объединяющую группу предложений в единое целое, т.е. в сложное синтаксическое целое.
4. Рассматривать сложное синтаксическое целое в двух планах:
а) в плане выделения темы (О чём говорится? Что доказывается?);
б) в плане конкретного раскрытия темы (Что об этом говорится? Как доказывается?)
5. На основе анализа сложных синтаксических целых выделить главную мысль (идею) объединяющую их в целостное образование, и установить, таким образом, имеющуюся между ними внутреннюю связь.
6. Путем постановки вопросов: Почему? С какой целью? Чем объяснить? Чем вызвано? К чему привело? К чему могло бы привести? Что было бы, если ….? Каково значение? Вести мысленный диалог с текстом.
Требования к качеству речи
Правила конспектирования
Составление плана
Правила семинара
Правила семинара
- Чтобы хорошо выступить, – нужно хорошо подготовиться.
- На тебя понадеялись, – подготовь материал.
- Познакомился с интересным, поделись знаниями с другими.
- Рассказывай, как понял, а не читай по книге.
- Время – дорого ”, не тяни его, оно скоротечно.
- Говори ясно, внятно, кратко, логично.
- Уважай своего товарища, – слушай внимательно, скоро будешь сам на его месте.
Как готовиться к семинару
- Внимательно прочти вопросы к заданию.
- Подбери литературу, не откладывай ее поиски на последний день.
- Прочти указанную литературу, определи основной источник по каждому вопросу, делая выписки на листах или карточках, нумеруй их пунктами плана, к которому они относятся.
- Оформляя выписки, не забудь записать автора, название, год и место издания, том, страницу.
- При чтении найди в словарях значение новых слов или слов, недостаточно вам известных.
- Просматривая периодическую печать, делайте вырезки по теме.
- Проверь, на все ли вопросы плана у вас есть ответы.
- На полях конспекта, выписок запиши вопросы, подчеркни спорные положения в тексте.
Правила дискуссии
- Спорь по существу, а не из-за пустяков.
- Критикуй идею, а не человека.
- Уважай точку зрения того, с кем споришь.
- Прежде чем излагать свою точку зрения по возможности кратко и точно сформулируй ответную точку зрения.
- Не приклеивай ярлыков к тому, с кем споришь.
- Стремись установить истину, а не показать свое знание и красноречие.
- Будь самокритичен, умей с достоинством отступить в случае поражения.
Правила ведения дискуссии
- Нельзя критиковать людей – только их позиции и мнения.
- Цель дискуссии – не в победе, а в поиске согласия.
- Все участники должны быть вовлечены в обсуждение.
- Желающие взять слово должны попросить разрешения у ведущего.
- Каждый участник имеет право и возможность высказаться.
- Обсуждению подлежат все высказанные мнения.
- Участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.
- Необходимо подводить промежуточные и конечные выводы.
Памятка участнику дискуссии
- Прежде чем выступать, четко определи свою позицию.
- Проверь, правильно ли ты понимаешь проблему.
- Внимательно слушай оппонента, затем излагай свою точку зрения.
- Помни, что лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты.
- Не забывай о четкой аргументации и логике.
- Спорь честно и искренне, не искажай мыслей оппонентов.
- Говори ясно, точно, просто, отчетливо, своими словами, не “по бумажке”.
- Имей мужество признать правоту оппонента, если ты не прав.
- <!Никогда не “навешивай ярлыков”, не допускай грубостей и насмешек.
- Заканчивая выступления, подведи итоги и сформулируй выводы.
Правила составления плана.
- Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.
- Раздели его на части, выдели в каждой из них главную мысль.
- Озаглавь каждую часть.
- В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.
- Проверь все ли основные идеи, заключенные в тексте, нашли отражение в плане.
- Памятка по составлению плана.
- Деление содержания на смысловые части.
- Выделение в каждой из них главной мысли.
- Нахождение заголовка для каждой части (формулировка пунктов плана).
Памятка для решения познавательных задач
1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи. С помощью словарей, справочников или учебника выясните непонятные термины.
2. Соотнесите вопросы и предписания, сформулированные в задаче, с её условием:
а) определите, что дает условия для решения задачи;
б) подумайте, какие знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться;
в) подумайте. Какими общими правилами познания следует руководствоваться при решении задачи.
3. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
4. Продумайте аргументы, подкрепляющие ваши решения.
5. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:
а) соответствует ли ответ существу вопроса задачи;
б) если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;
в) нет ли противоречий между вашими аргументами;
г) нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;
д) можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;
е) не следует ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами;
ж) готовы ли вы четко и убедительно изложить выводы и доказательства, объяснить, каким путем получен ответ.
Виды чтения
Анализ текстов.
- распознавать в тексте термины и понятия, включенные в обязательный минимум или иные объекты усвоения;
- объяснять используемые в тексте научные термины, связанные с изученным материалом, или находить эти объяснения в оригинальном тексте;
- описывать с опорой на используемый текст, изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью имеющихся в тексте или конкретных примеров;
- характеризовать изучаемый объект, выделяя ведущие признаки, их соотношение, связи, зависимости, представленные в тексте;
- выделять в тексте, содержащиеся в нем оценочные суждения, отражающие позицию автора текста;
- выделять главную мысль текста;
- самостоятельно формулировать основные положения анализируемого фрагмента с опорой на текст оригинала;
- сравнивать несколько социальных объектов, предъявленных в анализируемом тексте или на основе нескольких источников;
- делать выводы по изученному тексту и аргументировать их;
- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
- составлять план, тезисы;
- конспектировать;
- составлять справочный аппарат к анализируемому фрагменту (объяснение терминов, указание на связь между основными понятиями и т.п.);
- преобразовывать текстовую информацию в условно - графическую (составлять на основе анализируемого текста схемы, таблицы, символические рисунки и т.п.).
Памятка учащемуся
материала по ходу чтения и при этом составлять логические цепочки (схемы).
прочитал
|
|
проанализировал
|
|
осмыслил
|
|
|
- Читай внимательно, вдумчиво.
- При анализе (с карандашом в руках) максимально спрессуй материал, разложи его как бы по полочкам, составь логические цепочки (схему), вычлени самое главное.
Памятка: как работать с книгой.
-Понять, как построена книга, её структуру.
-Отобрать самое важное, основное из содержанная книги.
-Работу с книгой желательно строить в три этапа:1.первоначальное прочтение всего текста с цель ознакомления с ним;2.второе прочтение текста, включающее конспектирование и детальное изучение материала;
3.третье, заключительное прочтение для закрепления полученной информации.
-Формы и методы конспектирования зависят от личных особенностей мышления и запоминания. Рекомендуемая последовательность работы: составление плана, изложение тезисов, выписки из текста и само конспектирование.
Структура плана рекомендуется как перечисление основных событий, вопросов по принципу деления целого на части. Предлагается следующий процесс составления плана: чтение, деление на части с присвоением каждой из них краткого наименования.План может быть простым и сложным. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. В сложном плане главные части соответственно разделятся на дополнительные. Преимущество сложного плана состоит в том, что он полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.Сложный план поможет выработать умение сжато производить записи, последовательно излагать свои мысли, быстро восстанавливать в памяти прочитанное, мобилизовать внимание.Тезисы предполагают в процессе прочтения продумывание основных идей, изложение их в виде последовательных пунктов. При составлении тезисов следует сконцентрировать свое внимание на выводах автора.Целесообразно рассмотреть два вида составления тезисов:-извлечение авторских тезисов из текста;-формулирование основных положений своими словами и понятиями.Иногда рядом с тезисами следует записывать и часть фактологического материала.Выписки представляют собой факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (в том числе и в личной интерпретации) и т. д. В отличие от планов и тезисов выписки можно делать одновременно с чтением текста.Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т. д. Конспект может постоянно дополняться в процессе изучения предмета. В начале конспекта следует указать автора изучаемого текста, наименование его работы, год издания и издателя.Конспект может быть тематическим, т е составленный по нескольким произведениям, работам, текстам и т. п. Целью такого тематического конспекта является более глубокое, всестороннее изучение определенной проблемы с учетом возможной вариативности мнений различных авторов. Для составления тематического конспекта следует:
- осуществить подбор необходимой и рекомендованной литературы, наглядных пособий и других учебных материалов-
- составить сложный план тематического конспекта постоянно имея в виду конечную цель своей работы по изучении и осмыслению данной проблемы;
- дальнейшую работу построить в ранее изложенной последовательности, но с учетом последовательно-параллельного изучения первоисточников в определенном их многообразии.
В итоге работа над составлением тематического конспекта с успехом может вылиться в составление реферата. Тематический конспект требует постоянной систематической доработки, дополнений и творческого осмысления в процессе изучения предмета.